Как правильно смазывать цепь велосипеда?

Цепь — один из самых важных элементов велосипеда, от которого напрямую зависит качество и плавность хода. В процессе езды эта деталь подвергается серьезному негативному воздействию, на нее попадает влага, пыль, грязь, иные агрессивные вещества. Это приводит к неизбежному износу, замедлить который позволяет регулярная чистка и смазка.

Сам процесс смазывания несложен, но важно учитывать несколько важных нюансов. В этой статье расскажем, как правильно смазывать цепь велосипеда без обращения в специализированную мастерскую.
Велосипедистка

Зачем нужно смазывать цепь?

Регулярное смазывание снижает трение между звеньями цепи и другими элементами трансмиссии. Это делает педалирование более плавным и бесшумным, особенно на дальних расстояниях или при интенсивной нагрузке.

Смазка также защищает металл от коррозии. Он постоянно контактирует с влагой, пылью и грязью, и без защитного слоя может быстро заржаветь. Особенно это актуально в условиях переменчивой погоды или при хранении велосипеда на улице.

Еще одно важное преимущество — продление срока службы элемента. Смазанная цепь и звезды изнашиваются медленнее, а значит, не придется тратиться на замену деталей раньше времени.

Кроме того, правильно смазанная цепь обеспечивает безопасную езду. Сухая или заедающая деталь может соскочить или порваться в самый неподходящий момент, например, при переключении передач или сильном нажатии на педали. Также у несмазанного цепного привода появляется биение, увеличивается люфт, быстро стачиваются и вытягиваются звенья.

Как часто нужно смазывать цепь?

Периодичность обработки зависит от условий эксплуатации велосипеда. При езде в стандартных городских условиях смазывать цепной привод рекомендуется в среднем каждые 100–200 км. Внеочередное обслуживание необходимо в следующих ситуациях:

 

Смазывать цепь необходимо и в других случаях, когда необходимость процедуры не вызывает сомнений, например, если визуально заметно, что старое масло высохло или смешалось с пылью и грязью.

Также важно ориентироваться на рекомендации производителя: для горных моделей установлен один интервал между смазками, для шоссейных — другой, для складных — третий.

Виды смазки

Смазывание велосипедной цепи

Смазывать деталь нужно рекомендованными производителем материалами. В этом случае они будут максимально соответствовать конструкции и другим особенностям механизмов, позволят сократить межсервисный интервал, продлят срок службы цепи и других элементов.

В продаже представлены следующие виды смазок:

Также существуют двухкомпонентные аэрозоли (их часто используют для обработки тросиков), силиконовые, литиевые, кальцийсодержащие и другие виды материалов. При выборе обращайте внимание на условия езды: есть варианты, рекомендованные для влажной погоды, горных велосипедов, байков с определенными размерами колес, катания в условиях повышенной запыленности, при интенсивных нагрузках на элементы цепного привода и т. д.

Помните: смазочные материалы в аэрозольных баллончиках не всегда практичны. Точное нанесение крайне затруднительно, поэтому неизбежен перерасход, к тому же забрызгиваются прилегающие поверхности. Наиболее удобный формат — небольшая бутылочка с тонким носиком: из нее смазка вытекает по капле, поэтому нанести ее можно с высокой точностью.

Не покупайте слишком дешевые материалы, а также продукцию малоизвестных и сомнительных производителей. Такие составы неэффективны, они практически не уменьшают трение, не защищают от влаги и грязи, приводят к ускоренному износу цепи и других деталей велосипеда.

Подготовительные работы

Чистка велосипедной цепи

В зависимости от конструкции велосипеда, используемых материалов и общего состояния приводного механизма цепь можно смазывать непосредственно на месте или после предварительного снятия. В первом случае велосипед следует перевернуть или установить на специальную подставку.

Осмотрите цепь: перед смазыванием необходимо очистить ее от старой смазки и загрязнений. Для этого можно использовать специальный двухкомпонентный спрей (например, LM-47 или LM-40 — оба изготовлены на основе керосина), очиститель карбюратора или жидкость WD-40, которая популярна не только у владельцев велосипедов, но также у автомобилистов и мотоциклистов.

Для удаления загрязнений можно использовать ветошь. Оберните цепь тканью, удерживая ее в руке, и прокручивайте педали, чтобы вращались колеса. Ветошь будет собирать остатки старого смазочного материала, пыль и грязь.

Процесс очистки можно автоматизировать с помощью специальной машинки. Этим приспособлением обычно пользуются при интенсивной эксплуатации велосипеда и частом загрязнении цепного привода. Процедура предусматривает вывешивание байка на специальной стойке, чтобы колеса не касались земли. Машинка — это несколько жестких щеток, помещенных в пластиковый корпус, куда также заливается чистящее средство (например, уайт-спирит или бензин). В машинку вставляется цепь, чистка которой осуществляется при прокручивании педалей. Процедура повторяется до полной очистки — после каждого раза загрязненную жидкость нужно менять на новую.

Еще один популярный способ очистки цепи предусматривает ее снятие. Необходимо снять элемент с велосипеда и поместить его в емкость с растворителем так, чтобы он был полностью погружен в жидкость. После непродолжительного (в пределах нескольких минут) выдерживания нужно встряхнуть емкость и слить из нее загрязненный раствор, после чего повторить процедуру столько раз, сколько потребуется для полной очистки. После этого можно аналогичным образом промыть цепь с помощью специального моющего средства.

По окончании очистки рекомендуется сделать то же самое с кассетой, звездами и роликами переключателя (для горных и других многоступенчатых моделей), втулками колес.

Как смазывать цепь?

Когда деталь очищена, найдите и запомните место, с которого вы начнете ее смазывать. Удобнее всего использовать в качестве метки замок или соединительный пин. Это позволит безошибочно определить, какая часть изделия уже смазана, чтобы случайно не провести процедуру повторно.

Смазывать нужно так, чтобы максимальное количество масла попало на внутренние поверхности и механизмы, а внешние стороны по возможности оставались сухими. Это минимизирует налипание сухой пыли, дорожного песка и прочих подобных загрязнений.

Именно поэтому не рекомендуется использовать аэрозоли с широким распылением или тару, из которой смазка льется струей. Наносить ее нужно постепенно — по одной капле на каждый ролик (подвижный элемент), находящийся внутри звена, с медленным прокручиванием колес (при этом часть смазочного материала будет попадать также на сопряженные поверхности — звезды, шестерни). В среднем на всю длину уходит примерно 100–120 капель — показатель может варьироваться в зависимости от конкретного механизма.

После того как смазаны все ролики в звеньях, следует в течение нескольких минут прокручивать колесо. Это необходимо для равномерного распределения смазочного состава по всем поверхностям. Если снаружи будут выступать излишки, их можно удалить с помощью ветоши при прокручивании педалей — по аналогии с тем, как осуществляется ручная очистка.

Если все сделано правильно, цепной привод будет работать беззвучно, а вращение педалей превратится в комфортный процесс, не приводящий к быстрой утомляемости.

Натяжение цепи велосипеда: советы и хитрости

Безопасность прежде всего: пошаговое руководство по настройке тормозов на велосипеде

preloader