Задержки при переключении, необходимость дожимать рычаг для смены скорости, посторонний шум и даже скрежет на некоторых звездах — любой из симптомов свидетельствует о некорректной работе трансмиссии. Игнорирование проблем приведет к быстрому износу цепи и звезд. Давайте разберем шаг за шагом правильную настройку переключателя скоростей для идеальной трансмиссии — в большинстве ситуаций ее можно выполнить самостоятельно.
В систему трансмиссии велосипеда входят:
Конструкция переднего и заднего механизмов переключения несколько различается.
Передний включает в себя жесткую металлическую рамку, которая смещается под действием тросиков и сдвигает за собой цепь.
Сложнее устроен задний механизм. Он крепится к раме при помощи небольшой пластины — «петуха». Состоит из двух параллельных рамок, оснащенных пружиной, — в просторечии «параллелограмма», — и двух роликов.
Правильное переключение скоростей происходит так.
При натягивании тросика «параллелограмм» перемещает верхний ролик в сторону больших звездочек, и тот перекидывает туда цепь. Если же щелкнуть другим рычагом манетки, тросик высвобождается. Срабатывает пружина «параллелограмма» и возвращает верхний ролик к меньшей звезде. Что касается нижнего ролика, его задача — постоянно упруго натягивать цепь и компенсировать изменения ее длины при смене передачи.
Правильная настройка трансмиссии велосипеда обеспечивает стабильное переключение скоростей без посторонних шумов и продлевает срок службы ее элементов.
Список обязательных инструментов невелик. Вам понадобятся:
Размер придется подбирать самостоятельно: у различных производителей диаметр крепежа отличается.
Советуем также держать поблизости плоскогубцы и кусачки — если вдруг понадобится обрезать разлохмаченный край троса.
Но если вы катаетесь много, да еще по бездорожью, идеальный набор инструментов для настройки трансмиссии будет несколько шире:
Разумеется, указанное оборудование присутствует в любой веломастерской. Если дома разобраться с трансмиссией не получилось, можно обратиться к специалистам.
Настройку трансмиссии можно считать идеальной, если соблюдается ряд условий:
Прежде, чем приступить к настройке, убедитесь, что наконечники тросов плотно надеты на рубашку и вставлены в полагающиеся отверстия. Если этот шаг пропустить, через некоторое время трансмиссию придется настраивать заново.
Разберем необходимые действия по шагам:
У некоторых производителей ограничительные винты не имеют маркировки H и L. В этом случае придется определять, где какой, опытным путем.
Чтобы идеально настроить передний переключатель, первым делом его нужно выставить по высоте. Расстояние между кромкой зубьев и рамкой должно быть примерно 1–3 мм: чем ближе, тем четче переключения. Но если слышно трение, лучше расположите его чуть выше.
Как это сделать? В отличие от заднего переключателя скоростей, дополнительного регулировочного винта здесь нет. Так что придется ослабить крепление к раме, вручную установить переключатель в правильном положении и снова закрепить.
Далее переходим к настройке ограничителей. Рамку необходимо выставить таким образом, чтобы на любой передаче цепь не задевала стенки.
Для этого сбросьте ее на самую маленькую звезду спереди и большую сзади. Вращая шатуны, постепенно подкручивайте болт L по часовой стрелке, пока не услышите характерный скрежет. После этого сделайте несколько оборотов винта в противоположном направлении, чтобы звук исчез. В результате просвет между звеньями и внутренней рамкой должен быть примерно 1–2 мм.
Аналогичным образом настройте ограничитель H. В этом случае цепь нужно забросить на маленькую звезду сзади и большую спереди.
Как бы легко ни воспринималась теория, на практике идеальная настройка трансмиссии может и не получиться. Если скорости все равно переключаются плохо, проверьте следующие моменты:
Если все мимо, возможно, причина в низком качестве самого механизма. От него невозможно добиться правильной и четкой работы — можно лишь приноровиться менять скорости, например, сильнее нажимая на рычаги. Но для комфортного катания лучше заменить переключатель на деталь повыше классом.
Настройка трансмиссии велосипеда — это не сложно. Достаточно четко понимать, как работает смена скоростей и каким образом происходит регулировка механизма. Но самое главное: техобслуживание двухколесного друга нужно проводить вовремя. Тогда и велосипед отплатит вам долгой и стабильной службой.