Главная » Блог » Безопасность прежде всего: пошаговое руководство по настройке тормозов на велосипеде
Безопасность прежде всего: пошаговое руководство по настройке тормозов на велосипеде
Тормоза на велосипеде требуют периодической регулировки. По мере эксплуатации их эффективность снижается, что негативно сказывается на безопасности движения. Основные причины — ослабление креплений, естественный износ компонентов, механические повреждения. Настройка позволяет восстановить работоспособность тормозов, поэтому процедура является обязательной для каждого велосипеда, о чем говорится в заводском руководстве пользователя.
Независимо от модели байка и конструктивных особенностей тормозной системы процесс осуществляется в пошаговом режиме. В данной статье приведено подробное руководство о том, как выполняется настройка тормозов разного типа.
Когда нужна проверка и настройка тормозов велосипеда?
Рекомендации по настройке тормозов прописаны в заводском пользовательском руководстве. Однако в целом периодичность контроля тормозной системы зависит от интенсивности и условий эксплуатации велосипеда. Проконтролировать их состояние нужно в следующих случаях:
- Сразу после покупки велосипеда.
- После столкновения, падения и иных нештатных ситуаций.
- При длительном хранении велосипеда в неотапливаемом помещении.
- При задержке срабатывания.
Также проверить тормоза велосипеда необходимо при появлении скрипов, шороха, других посторонних звуков при нажатии рукоятки тормоза.
Как проверить эффективность тормозов?
Прежде чем приступить к настройке, необходимо оценить работоспособность системы. Для этого:
- приподнимите переднее колесо велосипеда над поверхностью земли. Прокрутите его и проследите, есть ли кратковременное касание колодок. Если да — вероятно, колесо деформировано (имеет место так называемая «восьмерка»);
- прокрутите колесо и нажмите рукоятку тормоза. Если оно проскальзывает или торможение осуществляется недостаточно быстро — требуется настройка. Эксплуатировать велосипед с такой неисправностью нельзя;
- осмотрите элементы тормозной системы на предмет видимого износа и повреждений. В первую очередь это касается колодок и приводных тросов, поскольку они постоянно подвергаются агрессивному воздействию со стороны внешней среды. Если на тросе лопнула или перетерлась хотя бы одна жила — его необходимо менять.
После осмотра очистите механизмы от загрязнений с помощью мягкой ткани и специальных чистящих средств, которые можно купить в веломагазине.
Подготовка к регулировке
Установите байк в вертикальное положение или в велостанок. Для работы вам понадобится следующий инструмент:
- Шестигранники (ключи) — чаще всего для регулировки тормозных систем используются шестигранники размером 4, 5 и 6 мм.
- Отвертка — плоская или крестовая для корректировки винтов, например, при регулировке тормозных рычагов или колодок.
- Гаечный ключ — для откручивания тормозных дисков, если они требуют регулировки или замены.
- Плоскогубцы — для работы с тросами и зажимами.
- Смазка.
Кроме того, понадобятся специфические инструменты в зависимости от типа тормозной системы.
Регулировка ободных тормозов (V-brake)
Ободная тормозная система также известна под названием V-brake, отличается высокой эффективностью и простотой в обслуживании. Ее особенность заключается в том, что колодки прижимаются к ободу колеса, что создает необходимое трение для замедления или остановки велосипеда. Эта система широко используется на горных и городских моделях благодаря своей надежности и простоте регулировки.
V-brake системы отличаются высокой эффективностью торможения. Однако в дождь или при движении по грязи эффективность торможения может снижаться из-за загрязнения обода и колодок.
Регулировка такой системы осуществляется пошагово по следующему алгоритму:
- Проверка состояния тормозных колодок. Убедитесь, что элементы не изношены. Если они сильно износились, установите новый комплект. Колодки должны располагаться параллельно ободу и не касаться его боковых сторон.
- Проверка натяжения тормозного троса. Используя шестигранный ключ, немного ослабьте болт, фиксирующий трос. Это позволяет ему свободно двигаться, чтобы вы могли отрегулировать его натяжение.
Если тормоза недостаточно чувствительны (например, вы чувствуете, что рукоятка тормоза слишком мягкая или тормоза не срабатывают сразу), это может означать, что трос ослаблен и нуждается в подтягивании. После ослабления болта вы можете слегка натянуть трос, чтобы увеличить его натяжение. Это делается с помощью регулировочных винтов, которые находятся на тормозной ручке или механизме.
После того как вы достигнете нужного натяжения троса, затяните болт, чтобы трос не ослаб во время езды.
- Регулировка положения тормозных колодок. Они должны быть расположены перпендикулярно ободу и располагаться на одном уровне.
Чтобы это сделать:
- ослабьте болты, фиксирующие колодки;
- отрегулируйте колодки так, чтобы они располагались точно в центре обода, не касаясь его;
- если одна из колодок не прилегает равномерно, подкорректируйте ее положение, регулируя болт крепления.
- Регулировка положения колодок относительно обода. Они должны располагаться на одинаковом расстоянии от обода. Чтобы настроить их положение, ослабьте болты, крепящие их к тормозной системе, и отрегулируйте положение так, чтобы они находились на нужном расстоянии от обода и равномерно прижимались к его поверхности при торможении. После настройки затяните болты.

После регулировки прокачайте тормоза несколько раз, чтобы убедиться в корректности работы колодок: они должны плавно и без задержек прижиматься к ободу. Если элементы касаются обода неравномерно или тормоза недостаточно эффективно работают, повторите регулировку.
Регулировка дисковых тормозов
Особенностью такой системы является то, что колодки прижимаются не к ободу, а к диску (ротору), который жестко закреплен с колесом и вращается синхронно с ним. Такие механизмы считаются более эффективными, их обычно устанавливают на горных байках, предназначенных для активной езды.
Есть две разновидности дисковых механизмов: гидравлические и механические.
Пошаговая регулировка гидравлических тормозов:
- Убедитесь, что уровень тормозной жидкости находится в пределах нормы. Если уровень слишком низкий, это может свидетельствовать о загрязнении или утечке. В этом случае осмотрите систему тормозов (трубки, соединения, резервуар) на наличие повреждений и замените изношенные запчасти на новые. Затем долейте жидкость, подходящую вашей системе.
- Проверьте положение колодок относительно тормозного диска. Они должны равномерно прилегать к диску, не создавая шума и не задевая его. С помощью специальных регулировочных болтов отрегулируйте расстояние между колодками и диском. Убедитесь, что между ними есть зазор и они не касаются диска, когда тормоза не активированы.
- Проверьте тормозной диск — он должен быть чистым, без вмятин или трещин. Очистите его от грязи и масел с помощью специальных средств. Если диск изношен или поврежден, его нужно заменить.
- Протестируйте работу тормозов. Сделайте несколько пробных срабатываний, чтобы убедиться, что они работают эффективно, без провалов и с полной отдачей.
Если тормоза не работают должным образом, возможно, в системе есть воздух. Для устранения этого проводится прокачка тормозной системы. Используйте специальный инструмент (прокачной комплект), который соединяется с клапанами на тормозах, чтобы выгонять воздух.
Пошаговая регулировка механических тормозов:
- Центрирование калипера. Для корректной работы тормозной системы отцентрируйте калипер относительно ротора. Для этого ослабьте крепежные болты и отрегулируйте его положение так, чтобы ротор оказался точно по центру между сторонами калипера. В результате этого колодки будут изнашиваться равномерно.
- Регулировка зазора к неподвижной колодке. Для установки правильного зазора между неподвижной колодкой и ротором используйте Torx-ключ. Приближайте неподвижную колодку к поверхности ротора так, чтобы она слегка касалась его, но не прилагала чрезмерного давления, не деформируя ротор. Поворачивая регулировку по часовой стрелке, вы уменьшите зазор, а против часовой — увеличите его.
- Регулировка зазора к подвижной колодке. Ослабьте болт, фиксирующий трос в калипере, чтобы иметь возможность свободно перемещать рычаг подвижной колодки. Используя вращение регулировки по часовой или против часовой стрелки, настройте подвижную колодку так, чтобы рычаг зажимал ротор между колодками примерно в середине своего хода.
- Закручивание болта фиксации троса. Затяните болт фиксации троса, предварительно натянув его с помощью плоскогубцев, чтобы обеспечить нужную чувствительность системы.
- Подстройка положения тормозной ручки. Отрегулируйте положение тормозной ручки относительно грипсы. Поверните ее, чтобы установить удобное расстояние, при котором вам будет комфортно использовать тормоза.
- Финальная настройка неподвижной колодки. Вернитесь к настройке неподвижной колодки и открутите регулировку ее положения на пол оборота, чтобы предотвратить ее контакт с ротором при его вращении.
После всех регулировок проведите тест. Сделайте несколько остановок, чтобы убедиться, что тормоза срабатывают без проблем, и колодки равномерно прижимаются к диску.